You are currently viewing Татьяна Ивановна Пельтцер: краткая биография, едкие цитаты Пельтцер

Татьяна Ивановна Пельтцер: краткая биография, едкие цитаты Пельтцер

Татьяна Ивановна Пельтцер (1904 — 1992) – краткая биография, видео, цитаты Пельтцер: народной артистки СССР, удостоившейся Сталинской премии, трудившейся в театре Ленком, Сатиры, им. Моссовета, в Ярославском драмтеатре, игравшей простые и понятные зрителю роли советской эпохи, шаг за шагом показаны в этой заметке. Я полагаю, что вы наверняка остановитесь на том, что искали.

Татьяна Пельтцер: биография кратко

Основной источник: Википедия

Татьяна Пельтцер, по национальности наполовину немка, наполовину еврейка, была без преувеличения великой русской актрисой. Себя она называла «счастливой старухой», ведь основу ее фильмографии составляют картины, где она мать, бабушка, няня. У нее не было актерского образования, но уникальный талант до сих пор вызывает восхищение.

Детские и юные годы

Биография народной артистки СССР началась 6 июня 1904 года в Москве. Ее предки по отцовской линии были выходцами из Германии. Там они занимались пошивом шуб, которые называли «пельтцы», отсюда и произошла фамилия. Дед по матери был казённым раввином Киева.

родители

Выросла Татьяна в семье знаменитого режиссера и актера Ивана (Иоганна) Пельтцера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов, затем играл на сцене, возглавлял театр в Харькове. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной.

В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. До начала Первой мировой войны воспитание детей в семье велось исключительно на немецком языке, поэтому артистка знала его так же хорошо, как и русский.

Иван Романович был для дочери не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Он научил ее живо смотреть на мир, воспринимая его во всех красках. Неудивительно, что, глядя на него, девочка захотела стать актрисой. Позже Пельтцер с гордостью рассказывала, что не училась в театральных вузах, ведь всем тонкостям профессии её обучил папа.

Сценический дебют Татьяны состоялся еще в детстве, но поначалу она играла преимущественно мальчишек. В возрасте 9 лет девочку задействовали в роли Авгия в спектакле «Камо грядеши». Уже будучи взрослой, она вспоминала, что первое появление перед публикой оставило ощущение восторга.

Год спустя, в 1914-м, Пельтцер получила роль Сережи Каренина — сына Анны Карениной. Образ получился настолько проникновенным, что особенно впечатлительные дамы лишались чувств от переизбытка эмоций. А за игру в пьесе «Дворянское гнездо» юная актриса получила первый гонорар.

в детстве и молодости

В 12 лет Татьяна уже считалась профессиональной актрисой, она играла в антрепризе Николая Синельникова. Все это время рядом был отец, но уже в 1920 году родители согласились отпустить дочь одну в Ейск. Там она участвовала в постановках Передвижного театра Красной армии.

Дальнейшая жизнь

Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и Театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. Она выходила на сцену в постановках Театра Корша и Театра имени Моссовета (тогда еще МГСПС, затем до 1938-го — МОСПС), но в начале 30-х по семейным обстоятельствам переехала в Германию.

В Берлине Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать машинисткой в советское торгпредство.

Но однажды немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что уже год спустя исполнительница вернулась в СССР и продолжила деятельность в Театре имени Моссовета, ее зачислили во вспомогательный состав.

Отношения с руководством труппы в итоге не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность, упрекнув отсутствием актерского образования. Из-за этого исполнительница даже на некоторое время покинула сцену, вновь вернувшись к работе машинистки на заводе АМО. Здесь главным инженером трудился ее брат Александр.

В 1936-м Татьяна переехала в Ярославль, где год служила в старейшем драмтеатре России. Там сценическая карьера вновь не сложилась, знаменитость вернулась в Москву, поначалу выходила на сцену Колхозно-совхозного театра, затем пробовала дать очередной шанс Театру имени Моссовета.

Но талант Пельтцер раскрылся в полной мере только после того, как ее приняли в Театр миниатюр. Этой сцене Татьяна Ивановна отдала 6 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими героинями и в то же время любила их. Со временем у нее появились преданные поклонники.

В 1947 году артистка перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Она играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». Позднее эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.

в кино

В 1972 году Татьяне Ивановне присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший 5 спектаклей, где у знаменитости были главные роли.

С переходом режиссера в «Ленком» у исполнительницы начались проблемы. В итоге после 30 лет служения сцене Театра сатиры она со скандалом ушла из труппы следом за Захаровым. Коллеги сочли это решение безумством, потому что начать с нуля в почтенном возрасте не каждый бы смог. Но Татьяна Ивановна не жалела о своем выборе.

Зрители обожали актрису, ходили на все спектакли с ее участием, а Захаров подбирал для нее яркие образы, в которых она смотрелась гармонично. За годы работы коллеги начали считать Пельтцер талисманом театра, поэтому, даже когда она уже едва могла играть, все равно продолжала выходить на сцену.

Последней постановкой, в которой была задействована знаменитость, стала «Поминальная молитва». Роль Берты была прописана специально для нее. В то время Татьяна Ивановна страдала от проблем с памятью, забывала слова, поэтому реплики за нее проговаривал партнер Александр Абдулов. Он относился к артистке с особой теплотой и заботой, и она отвечала ему тем же.

и Абдулов

Кинодебютом Татьяны Ивановны стал эпизод в комедии «Свадьба», в которой она снялась в 1943 году. Но впервые зрители увидели актрису в драме «Она защищает Родину». Вскоре после этого на счету у Пельтцер появилась первая большая экранная роль, исполненная в фильме «Простые истины».

Но картина пропылилась на полках 11 лет и вышла лишь в середине 50-х. Все это время артистка довольствовалась короткими сценами в кино, но и с ними справлялась мастерски.

Успех ей принесла роль в комедии «Солдат Иван Бровкин», вышедшей в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата». В картине «Иван Бровкин на целине» образ Евдокии сценаристы писали уже под нее.

В дальнейшем Пельтцер снималась много, ведь боялась, что ее забудут и станет не на что жить. Не имея родительского опыта, она блестяще перевоплощалась в заботливых мамочек, ласковых учительниц и сопереживающих медсестер. Все героини были столь душевными и любящими, что зрители непременно узнавали в них своих близких, проникаясь к исполнительнице особой теплотой.

Близкой подругой Татьяны Пельтцер была Фаина Раневская. Они были во многом похожи, часто играли мам и бабушек, так и не устроили личную жизнь и даже умерли примерно в одном возрасте — им было около 88 лет.

и Раневская

Ее персонажи часто затмевали главных героев фильмов. На площадке Татьяна Ивановна всегда выкладывалась на полную, не жалея себя. В ней было столько энергии, что завидовали даже молодые коллеги. Взять хотя бы «Приключения желтого чемоданчика», где 66-летняя актриса спускается по водосточной трубе и ездит на крыше троллейбуса. Лента была отмечена призом Венецианского кинофестиваля.

Среди поклонников знаменитости были не только взрослые, но и дети. Они с удовольствием пересматривали семейный фильм «Там, на неведомых дорожках…», где Пельтцер сыграла Бабу-ягу, а на выпусках киножурнала «Ералаш» с ее участием и вовсе выросло не одно поколение зрителей. Актриса озвучивала мультфильмы и радиопостановки, даря сказки маленьким слушателям.

В последние годы исполнительница уже не снималась, сказывались проблемы со здоровьем. Ее последней работой в кино тоже стала детская картина, это была комедия «Князь Удача Андреевич», где она сыграла бабушку-соседку.

Личная жизнь

В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд и неуемный характер, именуемый пионерским. Актриса была очень начитанным человеком, любила дружеские вечеринки, могла вставить крепкое словцо и часто шутила.

Замуж Пельтцер вышла только раз — за немца Ганса Тейблера. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что Татьяна влюбилась в другого, о чем стало известно мужу. После развода бывшие влюбленные сохранили теплые отношения, продолжали переписываться. Мужчина женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к актрисе. Его сын тоже гостил в квартире знаменитости.

и муж

В театре, где служила исполнительница, неоднократно обсуждались слухи о ее романах и даже тайном браке. Но семьей артистки оставались отец и брат. Последние годы жизни Иван Пельтцер прожил у нее — молодая супруга выставила мужчину за дверь.

В 1959 году дорогого для Татьяны человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы. Приходилось ухаживать и за Александром, который после аварии превратился в инвалида. От него тоже отказались жена и дети. Брат ушел из жизни в середине 70-х.

О том, почему у актрисы не было детей, рассказала в интервью ее бывшая домработница. По словам Анны Кукиной, уже в зрелом возрасте Пельтцер перенесла выкидыш, после чего уже не смогла забеременеть. Названным сыном исполнительницы стал Леонид Харитонов, чья смерть была для нее тяжелой утратой.

Смерть

В 80-е годы Татьяна Ивановна начала забываться, стала подозрительной и страдала от мании преследования. Она продолжала выходить на сцену, но болезнь прогрессировала, из-за чего артистка оказалась в психиатрической клинике. Поначалу ее поместили в общую палату, но усилиями коллег по «Ленкому» удалось добиться перевода в отдельную.

После курса терапии Пельтцер стало лучше, она смогла вернуться домой, но работать как прежде уже не получалось. Вскоре у знаменитости вновь начались проблемы с агрессией, ее пришлось поместить в клинику, где она в итоге и умерла.

Незадолго до смерти артистка сломала шейку бедра и уже не вставала.

16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Анна. Обработала пролежни, сменила постель и угостила Татьяну Ивановну любимой сигаретой «Мальборо». Актриса с удовольствием выкурила ее всю. Через 3 часа медсестра сообщила главврачу клиники, что Пельтцер скончалась. Причины смерти, как писали СМИ, пневмония и инфаркт.

На похоронах народу было немного — лето, пора отпусков, театры на гастролях. Продавцы цветов, узнав, для кого предназначались букеты, отдавали их бесплатно. Могила Татьяны Ивановны — на Введенском кладбище, рядом с матерью, отцом и братом.

Согласно завещанию артистки, квартира досталась помощнице Анне, на протяжении 20 лет ухаживавшей за Пельтцер, книги — близкому другу Марку Захарову, архив с фото — театру «Ленком».

Татьяна Пельтцер: цитаты 

Источник: Яндекс-Картинки

Дальше приведу некоторые цитаты Татьяны Пельтцер из открытых интернет-источников.

„Мечты всегда сбываются. Только порой они сбываются не так, как хочется. Но с этим уже ничего не поделаешь.”

о жизни

„Ни один спектакль от репетиции лучше не становится.”

„Розовые очки невозможно снять по собственному желанию. Они спадают сами. Влепит тебе жизнь хороший подзатыльник — и вот очки уже рассыпались по полу осколками.”

„Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь… лишь бы не на туалетной бумаге!”

„Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру!”

о человеке

„Второстепенных ролей не существует. Есть только второстепенные актеры.”

„Вот вы, Марк Анатольевич, все сидите, подолгу репетируете, а вот у Корша каждую пятницу была премьера.”

Основные выводы

Артистка была в форме даже в старости, каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет много бегала, много курила и пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала.

Татьяна Ивановна обожала преферанс. В карточной игре ее постоянным партнером выступал Леонид Броневой, а специальный столик после смерти знаменитости перешел к подруге Ольге Аросевой.

могила

В память о звезде советского кино уже в XXI веке были сняты документальные фильмы «Бабушка-скандал» и «Осторожно, бабушка!». В начале июня 2024 года актрису вновь вспоминали в связи с 120-летним юбилеем.

Телеканал «Культура» посвятил знаменитости картину «Дорогая Татьяна Ивановна…», вошедшую в серию «XX век», и биографический проект «Татьяна Пельтцер и Ганс Тейблер» — часть цикла «Больше чем любовь».



 

Подпишитесь, пожалуйста, на рассылку новостей моего блога (Главное меню —> Newsletter ; или —> в подвале сайта).

Если в процессе чтения у вас появились вопросы или родились какие-то мысли, то обязательно напишите их в комментариях  — обсудим. Я на все постараюсь ответить.

Или поделитесь с друзьями в соц. сетях посредством виджета слева внизу страницы. Желаю вам всего наилучшего, ваш Владимир.

Добавить комментарий