Наталья Георгиевна Гундарева (1948 — 2005) – краткая биография, видео, цитаты Гундаревой: легенды театра и кино, актрисы Театра им. Маяковского, народной артистки, любимой миллионами, успевшей представить на экране и на сцене галерею незабываемых образов, среди которых нашлось место и жительницам села, и представительницам высшего света, шаг за шагом показаны в этой заметке. Я полагаю, что вы наверняка остановитесь на том, что искали.
Наталья Гундарева: биография кратко
Основной источник: Википедия
Она была простой московской девчонкой из обычной советской семьи, с далеко не артистическими внешними данными. Её поступление в театральный вуз казалось чудом не только для окружающих, но и для неё самой. Жизнь Натальи Гундаревой состоит из преодолений – собственной лени, неверия в себя, непонимания окружающих. Она сумела пройти через всё это и стать великой актрисой, вспышкой, лучом света, не меркнущим много лет.
Детские и юные годы
Родилась Наталья Георгиевна 28 августа 1948 года в Москве. Ее детство прошло на Таганке, в коммунальной квартире. Родители по профессии оказались далеки от мира искусства — оба работали инженерами. Правда, мать увлекалась театром. После развода супругов девочка осталась с мамой.
Папа Георгий Макарович трудился инженером на заводе по производству автомобилей, мама Елена Михайловна – инженер-проектировщик, руководитель отдела в ЦНИИ, которое занималось разработкой конструкций для промышленных и торговых сооружений.
В школьные годы Наталья посещала кружки чтения, пения и драматического искусства в Доме пионеров, выступала в Театре юных москвичей. При этом серьезно связывать жизнь со сценой она не планировала.
Еще учась в выпускном классе, Гундарева начала работать чертежницей в конструкторском бюро и планировала в дальнейшем стать проектировщиком. Однако, когда пришла пора выбора вуза, в биографии будущей знаменитости произошел счастливый случай: друг Натальи Виктор Павлов уговорил ее попробовать сдать экзамены в театральное училище им. Бориса Щукина.
Неординарной внешностью, пышными формами и пестрым одеянием Гундарева с ростом 168 см сразила наповал строгую комиссию «Щуки», блестяще сдала вступительные экзамены и была без проблем зачислена на курс актера Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
В 1971 году молодая артистка получила приглашение на работу сразу из нескольких театров, но отдала предпочтение Театру им. Маяковского, сцена которого оставалась ее домом до последних дней жизни.
Дальнейшая жизнь
В молодости, в первые годы театральной карьеры, актриса играла на втором плане в текущем репертуаре театра. Все изменилось, когда в 1974-м в спектакль «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» потребовалась срочная замена на роль Липочки (ее играла Татьяна Доронина).
Режиссер театра Андрей Гончаров рискнул и взял Гундареву. Она оказалась так органична и убедительна на сцене, что вскоре о новой артистке заговорили и зрители, и критики. Затем последовали и другие постановки («Бег» и «Я стою у ресторана»), которые благодаря Гундаревой становились событием в культурной жизни столицы и собирали ошеломительные аншлаги.
В 1979 году Наталья Георгиевна сыграла главную роль в пьесе «Леди Макбет Мценского уезда». Гончаров признавался в интервью, что хотел представить эту постановку еще в 50-х, но идея провалилась.
Позже режиссер говорил, что произошло это только потому, что в 50-х у него не было Гундаревой, а никакая другая актриса не вытянула бы роль Катерины Львовны. Этот спектакль принес особый успех Наталье Георгиевне, стал знаковым и для нее, и для Театра им. Маяковского. Он регулярно шел в течение 13 лет.
В начале 90-х годов коллеги и знакомые стали замечать у актрисы проблемы со здоровьем, проявлявшиеся в регулярных гипертонических кризах. Она сама усугубляла ситуацию курением. Однако полностью отдавала себя работе, блистательно доигрывала сцены при плохом самочувствии, отказываясь прервать спектакль.
Часто за кулисами дежурил врач скорой помощи.
В 2001-м Гундарева получила роль в «Кабале святош» на сцене МХТ им. А. П. Чехова. Она была очень рада сыграть интересного персонажа в известном коллективе, но все же отвергла это предложение. По одной версии, актриса не могла предать режиссера Гончарова, раскрывшего и отшлифовавшего ее актерский талант.
По другой версии, знаменитость сначала согласилась и серьезно подошла к репетициям, но не смогла примириться с уже сложившимися в театре порядками и в конце концов отказалась от роли. Последней работой артистки в театре стала роль Леттис в постановке «Любовный напиток».
В кино Гундарева сниматься начала еще с 1966 года и сыграла первую роль в картине «Хмырь». При этом триумф в кинематографе молодой актрисе принесла роль буфетчицы в киноленте «Здравствуй и прощай».
После этого фильмография Натальи Георгиевны стала пополняться фильмами разных жанров («Осень», «Подранки», «Осенний марафон»).
В 1976-м на экраны вышел фильм Владимира Фетина «Сладкая женщина», снятый по одноименной повести Ирины Велембовской. На главную роль героини, живущей в свое удовольствие и равнодушной к чувствам близких, режиссер сперва хотел пригласить свою жену Людмилу Чурсину. Но та отказалась, предложив снять вместо себя Гундареву.
Сама Наталья Георгиевна поначалу не соглашалась, но в итоге оказалось, что роль Анны принесла ей всесоюзную славу и определила дальнейшее амплуа в кино — простую женщину из народа.
Воплотить на экране образ одного из мужчин героини, Тихона, должен был Владимир Высоцкий, но тот, уже пройдя пробы, изменил решение, так как был сильно загружен в театре. Зрители увидели на его месте Олега Янковского.
В 1977-м, по данным опроса журнала «Советский экран», Наталья Георгиевна была признана лучшей актрисой года. Пик ее славы пришелся на конец 70-х — середину 80-х. В 90-е главным образом актрисы стала уже не простая русская женщина, а дворянка.
В 1991 году Гундарева появилась в роли Елизаветы в картине «Виват, гардемарины!», а спустя год — в ее продолжении. В 2001 году Наталья Георгиевна сыграла последнюю роль в кино, появившись на телеэкранах в образе Василисы Саввичны в сериале «Саломея».
Личная жизнь
Личная жизнь Гундаревой, так же как и творческая карьера, оказалась яркой и насыщенной. Актриса успела трижды побывать замужем, детей у нее не было. Знакомые с горечью замечали, что многие избранники знаменитости недотягивали до ее уровня.
Первый муж легенды советского кино и театра появился в ее жизни в 1973 году. Им стал известный режиссер Леонид Хейфец, который был старше на 14 лет. Леонид Ефимович видел в возлюбленной домохозяйку и мать их будущих детей. Но полная занятость в театре и высокая востребованность не позволяли Наталье Георгиевне справляться с семейным бытом, на фоне чего по истечении шести лет брак распался.
В 1979 году, сразу после развода, Наталья Георгиевна влюбилась в актера Виктора Корешкова, за которого вскоре вышла замуж. Но брак оказался несчастливым: по данным прессы, Виктор открыто изменял супруге.
Зная о предательстве супруга, женщина не проявляла громкой ревности, так как в тот период была увлечена актером Сергеем Насибовым, который был моложе ее на десять лет. Следствием яркого романа стало два развода: Сергей ушел от жены Екатерины, дочери Льва Дурова, Гундарева развелась с Корешковым. Однако новый союз оказался быстротечен и вскоре распался из-за потухших чувств.
Любовью всей жизни Натальи Георгиевны стал ее третий муж Михаил Филиппов, с которым они поженились в 1986 году. Сохранились архивные фото супругов. В том момент актриса начала задумываться о семейном счастье, однако после нескольких неудачных попыток она выяснила, что не может иметь детей по причине неудачного аборта, сделанного в молодости.
В этот же период Гундарева познакомилась с Ириной Дегтевой, которая стала ей самой близкой подругой. Муж актрисы в воспоминаниях называл Ирину приемной дочерью, но сама Наталья Георгиевна не говорила о ней так.
Дегтева тоже считала артистку подругой, хотя и признавала, что та общалась с ней скорее как мама со взрослой дочерью, которой ей, несмотря на всю силу и стойкость, все же не хватало. С Михаилом Филипповым знаменитость прожила до последнего дня жизни.
Смерть
В июле 2001 года Наталья Георгиевна резко почувствовала себя плохо и была экстренно доставлена в Институт Н. В. Склифосовского с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Через два дня актриса впала в кому, причиной которой стал ишемический инсульт.
Медики опасались за жизнь Гундаревой и приняли решение перенаправить ее в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. На протяжении десяти дней врачи боролись за жизнь женщины, и их старания увенчались успехом — 1 августа пациентка пришла в сознание и пошла на поправку.
Летом 2002 года легенду российского кинематографа после болезни выписали из больницы домой, где она продолжила проходить курс реабилитации и заново училась ходить. В это время Гундарева занялась благотворительностью и в рамках акции «Во имя здоровья» помогала в лечении другим актерам.
Четыре года медики пытались помочь актрисе побороть недуг. Однако 15 мая 2005 года Наталья Георгиевна умерла по дороге в клинику Св. Алексия. Причиной смерти стал повторный геморрагический инсульт. Похороны артистки прошли на Троекуровском кладбище Москвы.
Наталья Гундарева: цитаты
Источник: Яндекс-Картинки
Наталья Георгиевна Гундарева была широкой души человеком с готовностью помогать всем людям. Привожу некоторые её цитаты из доступных интернет-источников.
„Если хочешь что-то кому-то доказать, докажи сначала себе.”
„Надо все время напряженно жить. Или иметь десятерых детей, или быть хозяйкой детского дома и воспитывать чужих ребят, или, если хотите, быть одинокой, но опять-таки кому-то помогать.”
„Я ненавижу себя в состоянии «все равно». Мне лучше муки адовы. Счастье надо выстрадать.”
„Я люблю все, любую погоду, любое настроение. Не верю в реинкарнацию и считаю, что человек живет один раз. Поэтому мне хочется узнать всю полноту жизни.”
„Очень хочется остановить суету, увидеть, как идет дождь, шевелится листва, поднимается туман. Очень хочется жить не прошлым или будущим, а ощутить реальность.”
Основные выводы
После смерти Натальи Георгиевны ее имя не осталось забытым. О жизни и творчестве актрисы написан ряд книг. Некоторые из них вышли еще при ее жизни. Среди них — рассказ Виктора Мережко, который вошел в состав сборника «Мой любимый актер: Писатели, режиссеры, публицисты об актерах кино».
А в 2008-м свет увидела книга «Наталья Гундарева», автором которой стала театральный критик и писатель Наталья Старосельская. Годом ранее издательство «Время» выпустило сборник «Наталья Гундарева глазами друзей».
В 2013-м в эфир вышел выпуск программы «Сегодня вечером», приуроченный к 65-летней годовщине со дня рождения Натальи Георгиевны. В том же году на канале «Культура» прошла телеверсия вечера-посвящения в честь актрисы. Событие прошло в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского.
Почтить память знаменитости пришли Карен Шахназаров, Валентина Талызина, Михаил Швыдкой и другие. А в 2018-м на экранах появился документальный фильм «Наталья Гундарева. О том, что не сбылось», включивший рассказы об артистке близких ей людей.
В 1991 году Гундарева была удостоена премии «Ника» за лучшую женскую роль в фильме Леонида Менакера «Собачий пир».
По словам кинопродюсера Александра Малыгина, Гундарева отличалась ответственностью и не раскидывалась словами. Получив предложение от очередного режиссера, она долго думала, прежде чем согласиться, «но если уж соглашалась, ее слово — кремень». В этом, как утверждал Малыгин, Наталья Георгиевна отличалась от коллег по творческому цеху.
Подпишитесь, пожалуйста, на рассылку новостей моего блога (Главное меню —> Newsletter ; или —> в подвале сайта).
Если в процессе чтения у вас появились вопросы или родились какие-то мысли, то обязательно напишите их в комментариях — обсудим. Я на все постараюсь ответить.
Или поделитесь с друзьями в соц. сетях посредством виджета слева внизу страницы. Желаю вам всего наилучшего, ваш Владимир.