Владимир Высоцкий (1938 – 1980) — биография кратко, видео, цитаты Высоцкого: советского поэта (барда), певца, профессионального актера, лауреата Государственной премии СССР (за роль в картине «Место встречи изменить нельзя» в 1987 году посмертно), автора многих песен, которые звучали в кинофильмах, написавшего более 600 стихов и песен на разные темы, шаг за шагом показаны в этой заметке. Я полагаю, что вы наверняка остановитесь на том, что искали.
Владимир Высоцкий: биография кратко
Основной источник: Википедия
Джеймс Дин, Че Гевара, Джон Леннон – если бы можно было собрать этих троих в одном лице, получился бы Владимир Высоцкий, борец за свободу, певец, собиравший залы и стадионы, наркоман и алкоголик, великий поэт и талантливый актер.
Детские и юные годы
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военного. Мама мальчика – Нина Серёгина по образованию референт-переводчик, окончила Московский областной комбинат иностранных языков.
В 1935 году она встретила студента политехникума Семёна Высоцкого, за которого спустя год вышла замуж. Сразу молодожены уехали в Новосибирск, куда распределили мужа. В 1937-м они вернулись в Москву, где Семён поступил на курсы вневойсковой подготовки и стал кадровым военным. После войны учился в Военной академии связи им. Буденного, вышел в отставку гвардии полковником.
Родители Высоцкого вместе жили недолго. До войны отец часто бывал в командировках по служебным делам, а в 1941 году ушел воевать и уже больше не вернулся в их коммуналку на Первой Мещанской улице. В годы войны в его жизни появилась другая женщина – Евгения Лихалатова, сотрудница Главного управления шоссейными дорогами НКВД, и после победы Семен Высоцкий переехал к ней.
Но это было еще впереди, а пока маленький Володя с мамой были вынуждены дежурить на крыше дома на Первой Мещанской, тушить падающие туда зажигательные снаряды, во время бомбежек спешить в бомбоубежище.
Потом мама с мальчиком попали в эвакуацию на Урал.
Конечным пунктом пути стала деревня Воронцовка, находившаяся неподалёку от города Чкалова (нынешний Оренбург). Там они прожили два года. Нина Максимовна работала на местном спиртзаводе приёмщиком сырья и лаборантом.
Володя жил отдельно от матери, в детском саду, размещавшемся в бывшем клубе. Особенно тяжёлой, по воспоминаниям Высоцкой, была первая зима, когда столбик термометра снижался до пятидесятиградусной отметки.
В 1943 году мама и сын вернулись домой. В 1945-м Высоцкий пошел в первый класс. Учеба ему давалась легко, но в отличниках он никогда не ходил. Он рос хулиганистым, любил передразнивать педагогов и учеников, во время урока царапал на бумажке свои первые стихи.
Его называли талантливый лентяй, таких часто можно встретить в любой школе. Когда однажды учительница выгнала его с урока, он зашел в соседний класс и сказал, что с этого дня он будет учиться с ними.
В 1946-м семья Высоцкого официально распалась, родители развелись. У мамы появился новый муж Георгий Михайлович Бартош, отношения с которым у Высоцкого так и не получились. Он ушел жить в семью отца, где быстро подружился с мачехой Евгенией Лихалатовой. Когда отца отправили по службе в Германию, Володя уехал с ним.
Детство Володи не было несчастливым, скорее каким-то неустроенным. С одной стороны мама и отчим, с другой родной отец и мачеха, переезд за переездом. Но в Германии жизнь была нормальной, семье выделили отдельную трехкомнатную квартиру, Владимир щеголял в сшитой на заказ военной форме.
В конце 1949 года парень возвращается в Москву и продолжает жить с отцом в доме № 15 на Большом Каретном. В это время он познакомился с молодыми людьми виртуозно владеющими гитарой. Их компания собиралась по вечерам, они пели в основном блатные песни, в которых упоминалась Воркута, Колыма, пресловутая Мурка. Владимир серьезно увлекся гитарой.
После окончания школы в 1955 году парень стал студентом строительного института МИСИ, но после первого семестра вдруг понял, что ошибся, и бросил учебу, даже не дожидаясь окончания первого курса.
В том же году его биография резко изменилась – он стал студентом МХАТа, и уже на третьем курсе вышел на сцену театра в постановке «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского в роли Порфирия Петровича. В это же время состоялся и его кинематографический дебют. Высоцкий засветился в картине «Сверстники».
Кроме того, в студенческие годы Высоцкий сыграл Боркина в спектакле «Иванов» по пьесе Антона Павловича Чехова (1959). В дипломном спектакле «На дне» Максима Горького Высоцкий исполнял роль Бубнова.
Дальнейшая жизнь
После окончания театрального вуза Владимир начал свою творческую биографию в 1960 году со сцены театра им. Пушкина. Он прослужил там недолго, и вскоре уже сменил ее на подмостки Театра миниатюр. Молодого артиста задействовали в эпизодических ролях или в массовых сценах, и это не доставляло ему никакого удовольствия.
Высоцкий пытался поступить на службу в «Современник», но в итоге оказался в труппе Театра на Таганке, которому оставался верным всю свою жизнь. Именно здесь раскрылся его творческий потенциал, он успел побывать Пугачевым, Гамлетом, Галилеем, Свидригайловым.
Поэтический талант Владимира Высоцкого проявился еще в школьные годы. Именно в это время он написал стих «Моя клятва», посвященный Сталину. Вместе со всем советским народом мальчик выражал глубокую скорбь в связи с его смертью.
Потом он стал писать стихи и сочинять к ним музыку. Первая его композиция называлась «Татуировка», которая впервые прозвучала в 1961 году в городе на Неве.
Этой песней был начат «блатной» цикл произведений барда.
Высоцкий сам называл эту песню первой в своей карьере и абсолютно не хотел слышать о композиции под названием «49 дней», автором которой он стал годом ранее. В ней воспевался подвиг русских солдат, дрейфовавших по Тихому океану. Тема была благородной, но сам автор называл ее не иначе, как пособие для халтурщиков.
Он говорил, что такие стихи можно написать запросто, открыв новостную колонку любого издания. Высоцкий должен был прочувствовать тему, пропустить ее через свое сердце, поэтому «49 дней» он не хотел признавать.
Свои первые песни на собственные стихи Владимир написал в 60-е. В них присутствовали так называемые «дворовые мотивы», которые не очень нравились и ему самому.
Творческое «созревание» наступило несколько позже.
В 1965-м он написал «Подводную лодку», которая дала понять всем, что юность осталась позади, и вместо нее пришло время зрелого творчества. Спустя годы Высоцкий стал автором музыкального сопровождения к фильмам, в которых участвовал в качестве актера.
В 1968 году вышел дебютный альбом Высоцкого, в котором он собрал авторские песни. Они звучали в картине «Вертикаль», и среди них была композиция под названием «Песня о друге», которая стала настоящей визитной карточкой поэта и композитора Высоцкого.
В 1978 году приказом Министерства культуры Высоцкий получает звание солиста эстрады высшей категории. Это было официальным признанием профессионализма Владимира в качестве исполнителя.
В 1979 году поэзия Высоцкого была напечатана в самиздатном альманахе «Метрополь». Издание включало в себя стихи авторов, которых официально не печатали в СССР. Сборник вышел очень маленьким тиражом – всего 12 экземпляров, причем один из них каким-то образом вывезен в Америку. Там публикация альманаха прошла на официальном уровне.
Высоцкий не перестает выступать с концертами, он наращивает темпы, пытается успеть как можно больше, как будто знает, что судьба отвела ему совсем немного времени. Он посетил Калининград, Ленинград, давал концерты в столице. Продолжал выходить на сцену театра на Таганке в роли Гамлета из одноименной трагедии Шекспира.
Его репертуар составляют шестьсот композиций и почти две сотни стихов. На его концертах собирались полные залы, у него и сейчас миллионная армия поклонников по всему миру. За свою короткую жизнь он дал 1500 концертов, выпустил семь альбомов со своими песнями и одиннадцать пластинок, где он исполняет песни других композиторов.
Биография великого барда была наполнена не только музыкой и театром, было в ней место и кинематографу. Начало настоящей актерской карьеры пришлось на 1961 год, когда Высоцкого позвали на съемочную площадку ленты «Карьера Димы Горина». Вслед за этим вышел фильм «713-й просит посадку» , хотя ни одной роли главного героя ему не дали.
В это время Владимир пристрастился к спиртному, и это во многом повлияло на его карьеру.
Настоящий успех пришел в 1967 году, после выхода на экраны ленты «Вертикаль». Высоцкий снимался в этой картине и стал автором всех песен, звучавших в ней. Он моментально стал известным и востребованным.
Актерский талант Высоцкого высоко ценили режиссеры, и вскоре он уже получил приглашение на съемки в фильмах «Интервенция», «Короткие встречи», «Хозяин тайги», «Служили два товарища», «Опасные гастроли».
Самой значимой работой в кинематографе для Высоцкого была лента «Место встречи изменить нельзя». Он перевоплотился в Глеба Жеглова, и кроме этого сам был режиссером этой ленты.
В фильме нет его песен, потому что Владимир посчитал, что таким образом зрители будут акцентировать внимание на музыку в исполнении Высоцкого, а не на главного героя в исполнении Высоцкого.
Личная жизнь
Первый раз Владимир Высоцкий женился в 1960-м, когда был студентом-первокурсником МХАТа. Его избранницей стала однокурсница Иза Жукова. Они были молодыми, горячими, постоянно выясняли отношения и вскоре расстались. Семейная жизнь длилась меньше года. Свадьбу отмечали на Большом Каретном вместе с друзьями-однокурсниками.
Второй раз музыкант женился на актрисе Людмиле Абрамовой. Их знакомство состоялось в 1961 году, на съемочной площадке картины «713-й просит посадку», где они вместе снимались. Несколько лет они жили в гражданском браке, потому что Высоцкий официально продолжал быть мужем Жуковой.
В 1962 году у них родился сын Аркадий, а в 1964-м второй сын Никита. Официальная регистрация брака Высоцкого и Абрамовой состоялась 25 июля 1965 года. Развелись в 1970-м, хотя фактически не жили с 1968-го.
Сыновья Высоцкого продолжили дело родителей, они актеры. Кроме этого Никита стал управляющим Государственного культурного центра-музея В. Высоцкого.
Личная жизнь музыканта изменилась после встречи с Мариной Влади, в которую он был влюблен заочно уже давно. Они познакомились в ресторане, куда Владимир пришел после вечернего спектакля. Когда он увидел женщину своей мечты, то уже ни о ком другом думать не мог, направился прямо к ней. Влюбленные оформили свои отношения в 1970-м.
Они оставались мужем и женой на протяжении десяти лет, по последнего дыхания Высоцкого. Она была ему не просто женой и опорой, но и музой. Однако и в этом браке все было не просто. Высоцкий имел скандальную репутацию бабника, поэтому ему приписывали множество романов, иногда даже с несуществующими девушками.
Однако множество его романов действительно происходили на самом деле. И одним из его увлечений, ставшим последним, была Оксана Астафьева, молоденькая студентка. Он был старше ее на два десятка лет, она была дочерью писателя, поэтому запросто общалась с известными людьми, не испытывая к ним благоговейного трепета.
Единственное, чего ей не хотелось – стать очередным развлечением для Высоцкого, которого все считали бабником и алкоголиком. Но волновалась девушка зря, Владимир испытывал к ней самые нежные чувства. Марина Влади в этот период жила в Париже, она знала об этих отношениях.
Смерть
18 июля 1980 года Высоцкий последний раз сыграл роль Гамлета. Через неделю, 25 июля 1980 года Высоцкий умер от сердечной недостаточности. Похоронили поэта на Ваганьковском кладбище в Москве.
Несмотря на внушительный рост и крепкое телосложение, Высоцкий никогда не отличался богатырским здоровьем. Когда-то в детстве ему диагностировали порок сердца, из-за которого он не служил в армии, а потом он пристрастился к спиртному, которое тоже сделало свое дело. Он много курил – в день уходила пачка сигарет, и в последние годы уже не мог обходиться без алкоголя.
К тому же постоянные гонения со стороны власти постепенно разбивали его нервную систему.
Он сам пил, а вот своих друзей пытался кодировать, отдавал им таблетки, привезенные Влади из Франции. Он помог спастись от пагубного пристрастия Олегу Далю и Василию Ливанову. Перед самой смертью сам Высоцкий практически не пил, но тем не менее, проблема с сердцем оставалась актуальной.
Первый звонок прозвенел в 1969-м, когда музыкант чуть не захлебнулся своей кровью, хлынувшей из горла. Марина Влади вызвала скорую, но доктора только развели руками и хотели уехать.
Тогда женщина стала у двери и сказала, что если ему не помогут, она устроит дипломатический скандал. Высоцкому повезло, Марина была настойчивой, да и врачи бригады оказались его поклонниками. В тот раз Высоцкий провел на операционном столе 18 часов.
Вскоре врачи диагностировали у него серьезное заболевание почек и сердца и приписали ему наркосодержащие препараты. Высоцкий так увлекся их употреблением, что в середине 70-х уже не мог обходиться без наркотиков. Он был обречен, ему давали всего несколько лет жизни, доктора предупреждали, что причиной смерти может стать передозировка или абстиненция.
В 1979-м во время пребывания в Бухаре, у Владимира случилась клиническая смерть. Тогда его удалось спасти.
Высоцкий умер 25 июля 1980-го у себя дома. В этот день он был очень беспокойным, метался по квартире, сказал маме, что умрет сегодня. Ему вкололи успокоительное, он уснул, чтобы больше не проснуться.
Близкие попросили, чтобы вскрытие не делали, поэтому назвать точную причину смерти музыканта никто не может. Скорее всего ее вызвал инфаркт или асфиксия от передозировки седативных препаратов. Многие считают, что причиной смерти великого музыканта стали наркотики.
Ни одно печатное издание и ни один телеканал не сообщили о смерти Высоцкого. В то время как раз проходила Московская Олимпиада, и власти решили не омрачать ее некрологом. О том, что артист умер, узнали зрители Театра на Таганке, которые пришли в тот день на спектакль с его участием. Ни один из зрителей не сдал свой билет.
Нигде не было известий, когда состоятся похороны, но люди каким-то образом узнавали, и на траурную церемонию собралась многотысячная толпа. Дорога к Ваганьковскому кладбищу лежала через Кремль и власти приложили все усилия, чтобы никто не знал, кого хоронят. Они сбивали портрет, смывали цветы, пока люди не встали на защиту.
Владимира Высоцкого похоронили сразу у входа в Ваганьковское кладбище, и за такое самоуправство директор кладбища был потом снят с должности. Могилу просто завалили цветами. В 1985 году вместо стандартного памятника был установлен другой, в виде фигуры человека, который разрывает каменную оболочку и сковывающие его цепи. На могиле известного музыканта и сейчас много цветов от почитателей его творчества.
Владимир Высоцкий: цитаты
Источник: Яндекс-Картинки
Владимир Семёнович Высоцкий (1938 — 1980) — советский поэт (бард), автор-исполнитель песен, профессиональный актёр, прозаик. Написал около 700 песен и стихов, сыграл более 30 ролей в фильмах.
„Я отвечаю за свое творчество перед страной, которая поет и слушает мои песни, несмотря на то, что их не пропагандируют ни радио, ни телевидение, ни концертные организации.”
„Никогда не суди с первого взгляда ни о собаке, ни о человеке. Потому что, простая дворняга может иметь добрейшую душу, а человек приятной наружности может оказаться редкой сволочью.”
„Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить… Одна девочка из Новосибирска меня спросила: «Правда, что вы умерли?» Я говорю: «Не знаю».”
„Героев я не ищу – в каждом из нас похоронено по крайней мере тысяча персонажей.”
„… Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним.”
„Счастье — это путешествие, необязательно из мира в мир… Это путешествие может быть в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта… И не одному, а с человеком, которого ты любишь. Может быть, какие-то поездки, но вдвоем с человеком, которого ты любишь, мнением которого ты дорожишь.”
„— Что вы цените в мужчинах?
— Сочетание доброты, силы и ума. Я когда надписываю фотографии пацанам, обязательно пишу: «Вырасти сильным, умным и добрым». Вот такое сочетание.”
„У меня очень много друзей. Меня Бог наградил. Одни пьют и мне не дают, другие не пьют, но на меня не пеняют. Все друзья на одно лицо — не потому, что похожи, а потому, что друзья. И я без них сдохну, это точно. Больше всего боюсь кого-то из них разочаровать. Это-то и держит всё время в нерве и на сцене, и в песнях, и в бахвальстве моём.”
„Если не любил — Значит, и не жил, и не дышал!”
„Надо, надо сыпать соль на раны, чтоб лучше помнить, пусть они болят.”
„Ясновидцев — впрочем, как и очевидцев — во все века сжигали люди на кострах.”
„Можно в отдельный, а можно и в общий —
Мертвых квартирный вопрос не берет,-
Вот молодец этот самый — усопший —
Вовсе не требует лишних хлопот.”
„Подымайте руки, в урны суйте бюллетени, даже не читав, — помереть от скуки! Голосуйте, только, чур, меня не приплюсуйте: Я не разделяю ваш Устав!”
„Возвращаются все — кроме лучших друзей, кроме самых любимых и преданных женщин. Возвращаются все — кроме тех, кто нужней.”
Основные выводы
Несмотря на жёсткие ограничения, существовавшие при жизни Высоцкого, и значительный уже срок, прошедший после его смерти, популярность Высоцкого была и остаётся по сей день феноменальной.
Это обусловливается человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов
Творчество Владимира Высоцкого насчитывает около 600 песен и более 850 стихотворений. Он снялся в 28-ми фильмах, участвовал в 15-ти спектаклях. Высоцкий всегда играл только на семиструнных гитарах.
В здании музея Высоцкого на Нижнем Таганском тупике расположен Клуб Высоцкого. О поэте снято пять фильмов, написано множество книг (самые известные – авторства М. Влади, И. Высоцкой, Л. Абрамовой, П. Леонидова, А. Демидовой, В. Новикова, Э. Рязанова).
В 1975 году в сборнике «День поэзии» вышло стихотворение Высоцкого «Из дорожного дневника». Это была первая и последняя прижизненная публикация поэта.
При жизни Высоцкий не дождался выхода полноценного сборника своих произведений. Тексты стихов и песен периодически появлялись в разных изданиях, но они были очень немногочисленными. Относительно подробные поэтические подборки выходили только на Западе.
Помочь Высоцкому пытались поэты Борис Слуцкий, Александр Межиров, Давид Самойлов, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, однако их визиты к заведующим отделами поэзии ведущих редакций результата не имели.
Подпишитесь, пожалуйста, на рассылку новостей моего блога (Главное меню —> Newsletter ; или —> в подвале сайта).
Если в процессе чтения у вас появились вопросы или родились какие-то мысли, то обязательно напишите их в комментариях — обсудим. Я на все постараюсь ответить.
Или поделитесь с друзьями в соц. сетях посредством виджета слева внизу страницы. Желаю вам всего наилучшего, ваш Владимир.