You are currently viewing Ефим Захарович Копелян: краткая биография, цитаты Копеляна из фильмов

Ефим Захарович Копелян: краткая биография, цитаты Копеляна из фильмов

Ефим Захарович Копелян (1912 — 1975) – краткая биография, видео, цитаты Копеляна: советского актера театра и кино, который мог безмолвно передать эмоции и чувства своего персонажа: ему было достаточно взгляда и жестов, мастера, внесшего неоценимый вклад в кинематограф и театральное искусство, шаг за шагом показаны в этой заметке. Я полагаю, что вы наверняка остановитесь на том, что искали.

Ефим Копелян: биография кратко

Основной источник: Википедия

Работы Ефима Захаровича Копеляна и по сей день с удовольствием пересматривают представители разных поколений. Его всегда ставили в один ряд с прославленным французом Габеном. Он был сдержанным, простым и очень талантливым. Именно эти качества разглядел в нем Г. Товстоногов, и оставил Копеляна в театре, тогда как с многими актерами труппы безжалостно распрощался.

Детские и юные годы

Ефим Захарович родился в белорусском городе Речице (ныне Гомельская область) 30 марта (12 апреля) 1912 года. По национальности Копеляны были евреями. Дед по матери Мордух Френкель владел лесопильным заводом. Отец, Залман Давидович, работал заготовителем леса. Мать, Мария Френкель, заботилась о семье, в которой росли шестеро детей, и все — сыновья.

Родные мальчика были поклонниками искусства. Отец и двое старших братьев рисовали. Позднее старший брат Исаак Копелян даже стал знаменитым художником-оформителем. Владел кистью и будущий артист, он мечтал о профессии архитектора.

Мир искусства манил Копеляна с ранних лет. Однажды мальчику попался в руки том Уильяма Шекспира. Он прочитал «Короля Лира» и был сражен красотой произведения. В считаные дни Ефим перечитал все, что написал великий британец. Тогда юный читатель даже не догадывался, что придет время, и он сам сыграет на подмостках театра героев, которые вызвали бурю эмоций в детстве.

После окончания средней школы в родном городе юноша отправился в Ленинград. Тогда, в 1929-м, он хотел поступить в художественное училище, однако ему это не удалось. После этого Копелян некоторое время трудился токарем на «Красном путиловце».

в молодости

В 1930-м году ему удалось стать студентом Института пролетарского изобразительного искусства (сегодня — Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина), где на тот момент уже получали образование два его брата. Ефим Захарович, как и хотел, попал на архитектурное отделение.

В молодости по совету однокурсника Копелян с целью подзаработать пришел в Большой драматический театр — здесь как раз требовались люди для массовки. Молодому человеку настолько понравилась сцена, что в 1932-м он бросил вуз и поступил в студию при БДТ.

Первое время начинающий артист получал невысокие оценки на экзаменах. Его хвалил только художественный руководитель БДТ Константин Тверской. А вскоре мастер пригласил молодого протеже сыграть лорда Грея в собственном спектакле «Жизнь и смерть короля Ричарда III». Дипломной работой студента стала постановка «Свои люди — сочтемся» по одноименной пьесе Александра Островского.

Дальнейшая жизнь

В 1935-м Ефим Захарович завершил обучение и был принят в труппу БДТ. Он дебютировал в постановке «Не сдадимся». В первые годы работы молодому актеру доверяли эпизодические роли.

Когда грянула Великая Отечественная война, Копелян сразу записался в добровольцы, но в окопы ему попасть не удалось. Тогда он примкнул к Театру народного ополчения, который гастролировал по линии фронта. Иногда труппе приходилось срочно заменять выбывшего артиста, погибшего от пули или осколка во время бомбежки.

После окончания войны актер вернулся в родной БДТ. Ему по-прежнему доверяли малозначительных персонажей. Но в 1956-м на должность главного режиссера пришел Георгий Товстоногов, сумевший увидеть в Копеляне скрытый потенциал.

в театре

Ефим Захарович впоследствии сыграл множество интересных и сложных героев. Товстоногов задействовал его в лучших постановках, среди которых оказались спектакли «Пять вечеров» по Александру Володину, «Горе от ума» по Александру Грибоедову, «Три сестры» по Антону Чехову, «Ханума» по Авксентию Цагарели. За непревзойденный талант исполнителя даже называли «нашим Габеном».

Кинематографическая биография Ефима Захаровича началась в начале 30-х. Дебют состоялся в картине «Ошибка героя», где артист предстал в роли балалаечника. Но следующие появления на экране состоялись только спустя девять лет. Это были эпизодические образы в спортивном фильме «Боксеры» и приключенческой ленте «Танкер “Дербент”».

С началом войны кинокарьера Копеляна приостановилась. В начале 50-х фильмография уже признанного театрального актера пополнялась участием в телевизионных спектаклях, таких как «Разлом» и «Любовь Яровая». Затем последовала работа в мелодраме «Искатели», созданной по мотивам одноименного романа Даниила Гранина.

В военной ленте Яна Фрида о революции 1917-го «Балтийская слава» исполнитель предстал в качестве одного из вершителей революции. Главные персонажи достались Иосифу Кутянскому и Павлу Кадочникову. В том же 1957-м Ефим Захарович был задействован в первой экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам».

в кино

В фильме о космонавтах «Самые первые» Копелян предстал в образе научного сотрудника Рубена Григорьевича. Примечательно, что съемки начались еще до первого полета человека в космос, а заканчивалась лента кадрами торжественного приема Юрия Гагарина в Кремле.

В киноповести «До свидания, мальчики», где центральных героев сыграли Евгений Стеблов, Николай Досталь и Михаил Кононов, актеру досталась эпизодическая роль жестянщика. Драму Михаила Калика посмотрела 13-миллионная зрительская аудитория, что повлияло на популярность артистов, участвовавших в съемках.

Успешен был и приключенческий фильм «Неуловимые мстители» по повести Павла Бляхина «Красные дьяволята», в котором Копелян перевоплотился в атамана Гната Бурнаша. Постановщик адаптации Эдмонд Кеосаян удостоился премии Ленинского комсомола.

В дальнейшем Ефим Копелян поработал на площадке фильма-мюзикла «Интервенция» вместе с Владимиром Высоцким. Литературным синопсисом проекта стала одноименная пьеса Льва Славина. Экранизация была готова в 1968-м, но из-за цензуры не попала в прокат. Она вышла в свет только в 1987-м.

В 1973-м Копелян получил звание народного артиста Советского Союза. В это же время он предстал в роли Михайло Лукича Кафтанова в многосерийном фильме «Вечный зов».

Помимо этого, Ефим Захарович появился еще в двух известных кинолентах того времени — водевиле «Соломенная шляпка» и восьмисерийной драме «Ольга Сергеевна». Александр Прошкин, режиссер последней, во время съемок вдохновлялся телеповестью Эдварда Радзинского «Воспоминания…».

Личная жизнь

Первый брак Копеляна на артистке Татьяне Певцовой оказался коротким: пара прожила вместе пять лет и рассталась в 1940-м. А через год мастер сцены встретил любовь всей жизни — актрису Людмилу Макарову. Молодые люди познакомились в БДТ и поженились за месяц до начала войны.

с женой и сыном

Личная жизнь исполнителя сложилась счастливо. С женой его связывали нежные и трогательные отношения. На публике Ефим Захарович не любил проявлять чувства, но супруга всегда была уверена, что избранник обожает её. Влюбленные прожили вместе 34 года. В браке родился единственный сын Кирилл Копелян, продолживший актерскую династию. Он ушел из жизни в 2005-м, а Людмила Иосифовна — в 2014-м.

Смерть

Последние годы жизни мастер сцены много работал. Постоянные гастроли, переезды и плохие бытовые условия во время поездок измотали силы и подорвали его здоровье.

Кончина Ефима Копеляна стала внезапной.

Причиной смерти народного артиста СССР оказался второй инфаркт. Первый он сумел пережить, но после лечения в больнице пациента направили поправлять здоровье в санаторий в Мельничном Ручье. 6 марта 1975 года ему стало плохо. Но так как у медперсонала уже начинались выходные перед Международным женским днем, то скорую помощь пришлось вызывать из Ленинграда. Сердце Ефима Захаровича не выдержало нагрузки, и врачи по приезде констатировали смерть.

Могила Ефима Копеляна находится на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. В 2012-м к столетию со дня рождения актера были выпущены почтовые марки с его портретным фото.

Ефим Копелян: цитаты 

Источник: Яндекс-Картинки

Дальше приведу некоторые цитаты из фильмов Ефима Копеляна из открытых интернет-источников.

„Я за искусство, которое воспринимается сначала сердцем, потом умом. В роли я ищу, прежде всего, то, что мне самому, как человеку дорого, то, что я чувствую, и что мне лично хочется высказать людям». Так Ефим Захарович жил, и так работал.

о себе

„Когда кончается мое основное выступление, я превращаюсь в скромного рядового от музыки.”

„Нельзя сделать роль в одиночестве, без коллектива.”

Все, Гриня. Отработался. Ку-ку!” — из фильма «Неуловимые мстители», 1966 год. Роль: атаман Бурнаш.

Извольте говорить пароль. Мы здесь не яблоками торгуем, а делаем политику!” — оттуда же.

Господа, вы слишком громко делаете революцию. Это небезопасно.” — из кинофильма «Николай Бауман» 1967 год. Роль: Савва Тимофеевич Морозов.

об успехе

Ну почему я вас не встретил на заре туманной юности, когда фамилия моя была вдвое короче, а сам я вдвое моложе?” — из кинофильма «Опасные гастроли», 1969 год. Роль: Бобруйский-Думбадзе, шеф жандармов.

Мне кажется, чтобы поймать одного преступника, стоит пожертвовать десятком невиновных.” — оттуда же.

Он спал глубоко и спокойно, но ровно через двадцать минут он проснется. Это тоже одна из привычек, выработанная годами.” — из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», 1973 год. Роль: текст за кадром.

Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет свой служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост, в связях, порочащих его, замечен не был.” — оттуда же.

Ежели мы грудь с грудью сойдемся, вся земля кровью умоется.” — из кинофильма «Вечный зов», 1973 год. Роль: Михаил Лукич Кафтанов.

Основные выводы

Фильмография Ефима Копеляна насчитывает несколько десятков фильмов. Ему редко доставались главные роли, но его второстепенные герои были яркими и незабываемыми. Даже отрицательные герои в его исполнении выглядели не такими плохими, как к примеру атаман Бурнаш из «Неуловимых мстителей».

могила

В годы Великой Отечественной войны Копелян за работу в Театре народного ополчения был награжден медалью «За оборону Ленинграда». А за озвучивание в ленте «Семнадцать мгновений весны» он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых посмертно в 1976-м году.



Подпишитесь, пожалуйста, на рассылку новостей моего блога (Главное меню —> Newsletter ; или —> в подвале сайта).

Если в процессе чтения у вас появились вопросы или родились какие-то мысли, то обязательно напишите их в комментариях  — обсудим. Я на все постараюсь ответить.

Или поделитесь с друзьями в соц. сетях посредством виджета слева внизу страницы. Желаю вам всего наилучшего, ваш Владимир.

Добавить комментарий