You are currently viewing Марина Цветаева: биография кратко, афоризмы и цитаты Цветаевой, стихи

Марина Цветаева: биография кратко, афоризмы и цитаты Цветаевой, стихи

Если вас интересует краткая биография Цветаевой Марины, этапы ее личной жизни, цитаты и афоризмы еще одной поэтессы «Серебряного века», современницы Анны Ахматовой, то вы нашли то, что искали.

Большинство своих поэзий Марина Цветаева написала в периоды сильнейших душевных страданий. Потому что, несмотря на всю свою гениальность, она была женщиной, просто женщиной, которой так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была сильной и открытой, сумевшей без лишних истерик отразить в своих стихах все, что так близко женщине.

Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать.

Биография Марины Цветаевой, интересные факты

Основной источник: Википедия

Биография Марины Цветаевой, если ее рассматривать безотносительно к восприятию событий жизни самим поэтом, не имеет смысла. Марина Ивановна изначально задумывала поэтические сборники как дневник своей души.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Ее отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая. У Марины были младшая сестра Анастасия, сводные брат Андрей и сестра Валерия.

родители Цветаевой

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в городе Тарусе Калужской области. Из-за болезни матери (чахотка) Марина подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии, перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс старофранцузской литературы в Сорбонне, но бросила обучение на пол-пути.

В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Ее творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва.

В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь». В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

Не менее существенное воздействие на нее оказали поэтический и художественный мир волошинского «Дома поэтов» в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917 годах).

дом поэтов

В Коктебеле в 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном, в январе 1912 — вышла за него замуж. Они обвенчались в церкви Рождества Христова в Большом Палашёвском переулке. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину. На момент рождения дочери в жизни поэтессы начинается сплошная черная полоса. Грянула революция, муж эмигрировал за границу, денег нет, голод жуткий, серьезно заболела Ариадна.

И поэтесса принимает нелегкое решение отдать дочек в детский приют, расположенный в подмосковном Кунцево. Ариадна сумела выздороветь, а вот Ирина умерла от голода. Ей было всего три года.

Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы, созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».

 

царь девица

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета.

Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма горы» и «Поэма конца». В 1925 году после рождения сына Георгия (Мура) семья перебралась в Париж.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась ее проза, занявшая основное место в ее творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»).

В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний ветер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.

С 1930-х годов Цветаева с семьей жила практически в нищете. Сергей на тот момент уже был болен и работать не мог, Георгий только недавно родился. Ариадна занялась вышивкой шляпок, но это не было спасением. Единственным доходом семьи стали незначительные гонорары, которые платили Марине за прозу и эссе.

Наконец она решилась на обращение в посольство СССР. Все взрослые члены семьи подавали прошение о возврате на родину.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево), соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян. Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию, восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме.

Цветаева Елабуга

В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась), оставив три записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным»), Асеевым и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), ее текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.

Марина Ивановна Цветаева была похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в городе Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно.

Цитаты Цветаевой

Источник: Яндекс-Картинки

Марина Ивановна Цветаева — русская поэтесса, прозаик, переводчица, один из крупнейших поэтов-модернистов «Серебряного века». Все стихотворения Цветаевой очень музыкальны, недаром на слова многих из них положена музыка.

цитаты цветаевой

Цитаты из стихов Цветаевой

Мне нравится, что Вы больны не мной

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас на головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.

 

Основные выводы

Имя Марины Цветаевой навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века. Не только ее стихи о любви, но и проза стали национальным достоянием. Многие ее творения положены на музыку и стали романсами.

о себе

Позднее ее творчество, усиленное воспоминаниями и прозой, приобретает дополнительный смысл и масштаб исторической летописи: первой мировой войны, октябрьской революции, белой эмиграции и сталинской эпохи.


 

Подпишитесь, пожалуйста, на рассылку новостей моего блога (Главное меню —> Newsletter ; или —> в подвале сайта).

Если в процессе чтения у вас появились вопросы или родились какие-то мысли, то обязательно напишите их в комментариях  — обсудим. Я на все постараюсь ответить.

Или поделитесь с друзьями в соц. сетях посредством виджета слева внизу страницы. Желаю вам всего наилучшего, ваш Владимир.

 

Добавить комментарий